Archi.ru: Дни Архитектуры в Ростове-на-Дону

Агентство архитектурных новостей, 17 ноября 2009 года, Марина Игнатушко

Ростов-на-Дону – из тех городов, что сразу готовы морочить голову воспоминаниями о том, чего никогда не было. Отголоски других городов ты слышишь в этом новом для тебя пространстве, а Ростов и не пытается напомнить: ты здесь впервые. Даже многочисленные растяжки поперек магистралей словно отмеряют границы: Австрия, Франция, Бали… В начале ноября в Ростове-на-Дону прошли первые Дни архитектуры, которые помогли обозначить собственные коды этого города.

Фестиваль «Дни архитектуры» – совместный проект ростовского Лекториума и московского агентства P-Arch. Лекториум – это не официальная организация, а частный просветительский проект, занимающийся проведением открытых лекций на различных площадках Ростова-на-Дону. В числе гостей Лекториума – художники и драматурги, архитекторы и строители, психологи и врачи, а главный критерий успешности своих мероприятий организаторы формулируют просто: «лекции не должны быть скучными». И уж скучно на «Днях Архитектуры» точно не было. Необходимых для проведения таких акций коммерческих партнеров привлекло агентство P-Arch – на ростовскую инициативу откликнулись компания «CSoft Ростов-на-Дону» и ЗАО «Патриот» – дочерняя структура ЗАО «ИНТЕКО», возводящая в Ростове-на-Дону жилой район «Западные ворота».

В программе фестиваля легко ужились экскурсия в бизнес-центр «Пять морей» и на комбинат крупнопанельного домостроения, велопроезд по постройкам советского периода и пешеходная прогулка с размышлениями о семантике Театральной площади, а также несколько мастер-классов и круглых столов.

Первой встречей с современной архитектурой для участников фестиваля стала стройплощадка бизнес-центра «Пять морей», возводящегося по проекту Сергея Чобана. Экскурсию на объект провел автор рабочего проекта Сергей Алексеев. Цельный объем здания словно распадается на легкие волны, не утрачивая при этом общего масштаба и дисциплины, и воспринимается как элемент общей гармонии, к достижению которой город должен стремиться.

Для молодежи одной из самых интересных оказалась экскурсия в строящийся микрорайон и на комбинат, работающий на «Западные ворота». Будущие архитекторы с любопытством наблюдали за укрощением арматуры и спорили о цветовом решении фасадов. Если это симптомы того, что они не столько томятся славой Захи Хадид, но и готовы к будничной практике, за Ростов можно порадоваться. Здоровые настроения поддержал и специальный гость фестиваля Никита Токарев, директор архитектурного бюро PANACOM, доцент МАрхИ. Его лекция под названием «Дизайнартархитектура» была посвящена тому, что в работе проектировщика самую важную роль играет то, как ты мыслишь, что предпринимаешь для достижения результата. В качестве подтверждения идеи о том, что качественный дизайн и архитектурных продукт всегда найдут своего потребителя, Никита Токарев рассказал историю о спроектированной бюро PANACOM дверной ручке. Эта работа не стала победителем конкурса, но после раздачи лавровых венков заказчик изучил сначала опытные образцы ручек-победителей, затем все остальные, и тут выяснилось, что именно проект PANACOM является оптимальным для запуска в производство.

Впрочем, Ростову понятие эксперимента совсем не чуждо. Как и во многих других городах России, здесь различные архитектурно-строительные эксперименты сосредоточены в руках частной инициативы, и, нужно признать, что ее южно-русский вариант порой выглядит особенно разнузданным, сродни укорененным ростовским называниям частей города, например, Нахаловка и Левбердон (левый берег Дона). Соединение материалов, объемов, приемов поражает как в малоэтажных домах, так и в новейших постройках. Очень показателен в этом плане анекдот про ростовских «Близнецов» – «двухголовый» офисно-жилой комплекс, синеющий в районе рынка, девелопер построил, меняя архитекторов «по горизонтали», то есть на каждый новый этаж приглашая нового проектировщика, приверженца нового стиля. И глядя на этот объект, в шутку невольно начинаешь верить: подиум нового здания – желтый с лепниной, над ним – стеклянные многоэтажки с замысловатым завершением. Впрочем, нельзя не признать, что этот продукт ростовского стеба стал неплохим городским ориентиром.

Тема соединения, создания отчетливых ориентиров для Ростова вообще очень важна. Ландшафт вносит в восприятие города немало путаницы, склоны холмов словно повторяют друг друга, а в центральной части рельеф кажется почти сглаженным, если, проверяя себя, не посмотреть в перспективу улицы. «Где там великий Дон?» – это надо еще поспрашивать у прохожих. Но зато и запоминающих объектов действительно хватает. Поэтому я почти не удивилась, когда увлеченная фотографированием, увидела какую-то восточную печку в голубой штукатурке, без крыши, без карнизов. Это оказалась мастерская архитектора, ждавшего участников «Дней» с визитом. Гайк Гулиянц строит много и очень активно проектирует самые невероятные вещи – от многоэтажек до мебели. Мы были в гостях вместе с австрийскими архитекторами, которые сравнили энергию российского коллеги с энтузиазмом знаменитого Хундертвассера.

Конечно, Ростов не так безалаберно прост, как кажется на первый взгляд. В городе, например, есть много образцов качественной архитектуры советского периода. Ясные композиционные решения и «негромкие» материалы позволили этим зданиям органично врасти в ткань застройки на холмах и стать значимыми акцентами. Особенно хочется выделить здание театра имени Горького, спроектированное Щуко и Гельфрейхом в объеме, чрезвычайно сомасштабном пространству и предназначению Ростова. Экскурсию по этому объекту и его «современникам» в рамках «дней» провели архитектор и исследователь Артур Токарев и культуролог Даниил Алексеев, которые рассказали про «Семантику площади трех осей», про то, как разностильные постройки были собраны в ансамбль. Другая фестивальная экскурсия, посвященная архитектуре этого периода, неслучайно прошла на велосипедах (ее провел молодой архитектор Антон Горбатых), ведь тогда город был доступен для подобного передвижения. Нет, Ростов и сейчас весьма привлекателен для пешеходов и велосипедистов, но количество пробок, аварий на перекрестках и длина очередей на остановках общественного транспорта – уже вполне столичного уровня. Не случайно главный архитектор города Алексей Полянский большую часть своего выступления на фестивале уделил транспортным проблемам «Большого Ростова». Самолеты летают прямо над центром, метро надо строить, равно как и думать о коммуникациях всей агломерации. Впрочем, если вдуматься, то ведь и «Дни архитектуры» – про коммуникации. Самые разные коммуникации, которые становятся возможными именно благодаря архитектуре.